ТМК ОУ "Хетская средняя школа"
п. Хета, Красноярский край
  • Медиация

    Школа — пространство, в котором взаимодействуют неравные группы людей.

    Они отличаются по возрасту, статусу, функциям. В образовательной среде возникают конфликты. Для решения спорных ситуаций и профилактики конфликтов в систему образования ввели процедуру медиации. Медиация — новый подход в решении школьных проблем. Ее внедрение требует пересмотреть способы воздействия на школьников и педагогов.

    Понятие медиации

    Процедура медиации — способ решения спорных ситуаций оптимальным способом для участников конфликта, способ достижения компромисса.

    Конфликты решаются с помощью стороннего человека, который оценивает ситуацию и применяет эффективные методы урегулирования проблем. Стороны конфликта обращаются к медиатору добровольно. Организация, в которой функционирует служба медиации, разрабатывает нормативные документы для правового обеспечения деятельности посредника — медиатора.

    Отличие системы медиации от иных способов урегулирования споров в том, что противоборствующие стороны самостоятельно ищут выход из своего конфликта, влияют на процесс поиска решения.

    Посредник не навязывает им готового решения, не диктует правила, а лишь профессионально поддерживает участников, помогая им остановить конфликт. Таким образом, ответственность за решение лежит на спорщиках, что позволяет достичь компромисса.

    Система медиации развита во всем мире. Учреждены Международные Союзы поддержки медиации. В России процедура медиации законодательно обеспечивается положениями ФЗ РФ № 193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника» от 27.07.2010 г. с редакцией и дополнениями от 2013 г.

    Принципы медиации

    Для качественного и эффективного взаимодействия медиаторов и участников спора придерживаются следующих принципов:

    Конфиденциальность.

    1. Информация, которую посредник получает в процессе работы, не разглашается без согласия сторон. Недопустимо сообщать третьим лицам о мнениях, признаниях, договоренностях, предложениях, высказанных в ходе процедуры. Исключение составляют сведения, которые представляют угрозу для окружающих или для безопасности самих спорщиков.

    Добровольность.

    1. Стороны конфликта должны дать добровольное письменное согласие на проведение процедуры медиации. Недопустимо заставлять их участвовать в процессе. Без добровольности не будет эффективного диалога, который приводит к компромиссу.

    Сотрудничество.

    1. Спорщики стремятся достигнуть единой общей цели: решить возникшие разногласия с минимальными потерями для всех. Они не противоборствуют, а объединяются для достижения цели.

    Равноправие сторон.

    1. Каждый участник конфликта занимает равную позицию в процессе поиска решений, даже если в споре участвуют люди неравного статуса и возраста.

    Беспристрастность.

    1. Ко всем участникам предъявляются одинаковые требования, они обладают равными правами и обязанностями.

    Независимость медиатора.

    1. Посредник — человек, который не занимает ничью сторону, не имеет личных мотивов для участия в медиации, непредвзято оценивает ситуацию.

    Взаимоуважение.

    1. Споры решаются без обвинений и осуждения сторон.

    Прозрачность.

    1. Механизмы и принципы осуществления процедуры медиации открыты и понятны для всех участников, необходимая документация логична и структурирована. Медиатор искренен и объясняет каждый свой шаг в ходе процедуры.
    2. Ответственность.

    Посредник отвечает за вред и ущерб, который принес участникам своими действиями.

     Медиаторы

    Медиатор — человек, который выполняет посреднические функции в процедуре медиации. Выполнять медиативные услуги может обученный специалист и непрофессионал.

    Требования к человеку, который выполняет медиацию на непрофессиональной основе:

    • быть совершеннолетним;
    • обладать полной дееспособностью;
    • не иметь судимости.

    Требования к профессионалу:

    • возраст от 25 лет;
    • высшее образование;
    • прошел переподготовку кадров.

    В процессе может участвовать один или несколько медиаторов.

    Специфика школьной медиации

     Медиация в школе — процесс урегулирования споров, которые возникают между участниками образовательного процесса. 

      Участники медиации

    Для организации медиативной службы не требуется вводить дополнительные должности в штат. Пройти программу подготовки могут учителя, психологи, социальные работники, которые уже работают с детьми. Кроме того, школьными медиаторами могут и должны выступать дети. Они учатся самостоятельно решать школьные проблемы при этом эффективнее и быстрее способны найти выход из ситуации, т.к. видят проблему изнутри и понимают своих сверстников.

    Педагогический состав принимает права медиаторов-учеников, не давит на них авторитетом и статусом, относится ко школьникам как к партнерам.

    Цели и задачи

    Цель формирования службы — создание благоприятных условий для решения конфликтов без вреда для участников образовательного процесса, повышение безопасности школьной среды, применение здоровьесберегающих технологий.

    Задачи:

    1. Повышение социальной компетентности субъектов процесса обучения.
    2. Создание новой формы примирительной практики.
    3. Формирование доверительной обстановки в условиях школы.
    4. Определение этических норм во взаимоотношениях.
    5. Создание пространства для эффективного диалога.

    Правовая основа в образовательных организациях

    Документы для создания школьной службы медиации:

    • методические рекомендации Минобрнауки по созданию и развитию школьных служб примирения в образовательных организациях;
    • письмо «Об организации служб школьной медиации в образовательных организациях» от 18.11. 2013 № ВК-844/07;
    • постановление Правительства РФ № 969 «О программе подготовки медиаторов» от 03.12.2010.

    Типовые документы

    1. Приказ «О создании службы школьной медиации».
    2. Положение о службе в школе. Описываются принципы работы, определяется состав посредников.
    3. План работы службы. В нем указываются цели и задачи службы, проставляются отметки об их выполнении.
    4. Образец соглашения на проведение процедуры. Заключается в письменном виде. В нем перечисляются сведения о споре, участниках, личности посредника, условия и сроки примирения.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie